Согласно рейтингу Foreign Policy,
Кейптаун среди самых опасных городов мира занимает второе место.
Эксперты руководствовались преимущественно официальной статистикой —
количеством убийств на душу населения. А если к этому черному пункту
добавить еще и часто организуемые террористами взрывы и регулярные
забастовки, проводимые транспортниками и рабочими на строительстве
объектов ЧМ-2010, то картина и вовсе вырисовывается печальная. И совсем
не монтирующаяся с увиденным мною во время командировки на Атлантическое
побережье ЮАР, а также с тем фактом, что город является самым
посещаемым туристами в республике. Еще бы, ведь Столовая гора, Мыс
Доброй Надежды и остров Робен, где в течение 28-ми лет сидел за решеткой
Нельсон Мандела, считаются достопримечательностями мирового значения!
Откуда же растут ноги у тамошней преступности? Дело в том, что царивший в
стране долгое время режим апартеида (когда темнокожие были лишены прав
на гражданство, на участие в выборах, на смешанные браки, на медицинское
обслуживание, образование, досуг и устройство на работу) и
предшествовавший ему колониализм отразились на социально-имущественном
расслоении общества. Около 15% населения живут в полном достатке, тогда
как около 50% (в основном черные) — в ужасающей нищете. Довелось мне
побывать в одном из периферийных поселений, так там аборигены чуть ли не
за горстку риса готовы танцевать.
Далеко не у всех есть электричество и водоснабжение, а плохие санитарные
условия во многих местах спвсобствуют распространению различных
заболеваний. Средняя продолжительность жизни в республике — всего лишь
49 лет (2008), однако она существенно возросла с 2000-го, когда
составляла 43 года. Одна из главных проблем — массовое распространение
ВИЧ-инфекции, по которому ЮАР занимает первое место в мире! Заражены
около 5,7 млн человек, что составляет около 18,1% взрослого населения
страны, то бишь болен каждый пятый! Из-за СПИДа смертность долгое время
даже превышала рождаемость.
Кроме того, после значительного ослабления контроля на внешних границах в
Южно-Африканскую Республику хлынул поток нелегалов из Зимбабве, Анголы,
Мозамбика и других государств Восточной Африки. Всего таких, по оценкам
экспертов, от трех до пяти миллионов. Массовый приток иностранцев
вызывает недовольство граждан ЮАР. Претензии к мигрантам заключаются
главным образом в том, что они отбирают у местных жителей рабочие места,
соглашаясь трудиться за более низкую зарплату, а также совершают
различные преступления.
Вообще ЮАР — страна жутких общественных контрастов. Отъехав на пару
километров от лакированного города с роскошными двухэтажными виллами,
весьма добротными отелями, музеями и туристическими зонами, можно
увидеть убогие трущобы, где живет, кстати, согласно официальным данным —
16%, а согласно независимым источникам — до 30% всего населения.
Помните фильм Рязанова «Небеса обетованные», где герои Гафта,
Ахеджаковой и Карцева обитают в вагончиках на свалке? Так вот в ЮАР
таких районов с коробками в десять квадратных метров и проживающими в
них семьями по пять-десять человек — уйма! В окрестностях Кейптауна (это
то, что я видел) — многокилометровые зоны бывших резерваций, обнесенные
колючей проволокой. Вокруг них — загаженные тоннами мусора поля, на
которых загорают десятки бомжей.
В какой-то момент подумалось: и это здесь будет проходить чемпионат мира
по футболу?! Однако выехал автобус на центральную магистраль, ведущую в
город,— сразу же другой антураж, парадный: все чинно, благородно,
никакого тебе мусорника. И дороги, между прочим, довольно приличного
уровня. Как, кстати, и аэропорт. Впрочем, оно и неудивительно — на
организацию мундиаля и инфраструктуру ушли 6,2 млрд долларов (1,2 млрд
из них перечислила ФИФА).
138 млн долларов из указанной суммы выделили на охрану порядка в стране
во время турнира. Местные власти планируют задействовать все имеющиеся в
наличии силы, в том числе и военизированные (200 тыс. человек,
оснащенных 200 бронированными автомобилями и 40 вертолетами). Кроме
того, спецслужбы ЮАР обратились с просьбой оказать помощь в обеспечении
безопасности к коллегам из других государств. Другими словами, приняты
все меры. И это, кстати, ощущается. В Кейптауне, к примеру, полицейские
стоят через каждые 30 метров, а в самом центре — и вовсе цепью. И это —
за месяц до футбольного форума! Можно только представить, что будет
твориться в июне. Единственное — в темное время суток желательно по
улицам не шататься. Шли было компанией — стремновато.
Что еще в Кейптауне необычно и, можно сказать, опасно, так это движение.
И дело даже не в том, что оно левостороннее. Обратил внимание на
странный момент: водители на светофорах, бывает, не останавливаются.
Сначала я не мог понять, что происходит, а потом мне объяснили, что
зачастую в стоящую машину врываются грабители. Поэтому здесь у всех авто
всегда заперто изнутри, а долгие остановки не приветствуются. И,
наверное, поэтому зеленый сигнал светофора для пешеходов горит у
южноафриканцев максимум пять секунд. Не доходишь, а добегаешь до
середины дороги — и уже красный свет. Вроде как для бабуинов переход.
Что тут скажешь — Африка...
Сергей ПИЛЬКЕВИЧ, газета «Команда»